Консультация для родителей
«Развиваем мелкую моторику детей»
На
кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче
огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие
ребёнка в целом.
Мелкая
моторика – это тонкие произвольные движения пальцев рук.
- Почему
мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
У
большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в
особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на
молниях. Ещё 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось
больше делать руками: перебирать крупу, стирать бельё, вязать, вышивать.
Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на
становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики с работой речевых зон
подтверждает и тот факт, что переучивание левшей в дошкольном возрасте нередко
является одной из причин возникновение у них заикания.
Следствие
слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность
большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием.
Для чего
мы развиваем мелкую моторику рук у детей.
К
сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство
родителей задумываются только перед школой. Это оборачивается форсированной
нагрузкой на ребёнка: кроме усвоения новой информации, приходится ещё удерживать
в непослушных пальцах карандаш. Процессу совершенствования мелкой моторики
необходимо уделять немалое внимание. Ведь от того, насколько ловкими и
проворными к 5 - 6 годам станут его пальчики, зависят его успехи в обучении.
Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорно не только в младшем
дошкольном возрасте, но и в старшем, и даже в начальных классах.
Учёными в
процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только
после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня
развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки
головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система,
особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего
организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая
моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием,
координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью,
воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики
является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического
развития. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим
фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению
артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно,
мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга,
стимулирующим развитие мышления ребёнка.
Как мы
развиваем мелкую моторику рук у детей.
Работу по
развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически и
ежедневно.
Благоприятное
воздействие на развитие движений кистей и пальцев руки оказывает самомассаж
(пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельности (лепкой, рисованием,
аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева,
ткани, ниток, природного материала и т. д.) Пластилин или тесто тоже могут
стать отличным способом развития мелкой моторики.
Очень
хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые
игры». Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй,
сказок при помощи пальцев. Эти игры очень эмоциональны и увлекательны,
способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают
окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. Во
время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки.
Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи. Многие игры
требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в
понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Игры с
детьми на развитие мелкой моторики:
1. Массаж
ладошек
Это самый
простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики.
Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои
действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
2.
Рисование на песке
Насыпьте
на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку.
Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно
усложняя задание.
3. Застегивание,
расстегивание и шнуровка
Для этого
упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте
ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы
и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к
самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со
шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
4.
Разрывание бумаги
Это
упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой
цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать.
Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
5.
Перелистывание страниц
После года
разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с
картинками или журнала.
6. Бусы
Детям
нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на
себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с
радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
7.
Пирамидки
Из них
можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка
понятие о размере предметов.
8. Крупы
В миску
насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или
просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и
тактильные ощущения.
9. Лепка
Лепка
подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина,
тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка.
Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что
помогает маме.
10.
Рисование и раскрашивание
Очень
полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также
раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных
поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу
специальную доску, чтобы он рисовал.
Развитие мелкой моторики детей – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.
Комментариев нет:
Отправить комментарий